bogdan_63: (Профессор)
[personal profile] bogdan_63

Разработка автоматизированной системы поиска в Интернете экстремистских материалов порочна сразу в нескольких важных на мой взгляд отношениях.

Прежде всего -- тендер на разработку проведен в худших традициях метода "числом поболее, ценою подешевле", признанного нелепым ещё задолго до того, как Александр Сергеевич Грибоедов сформулировал его устами
Александра Андреевича Чацкого. К сожалению, нынешний федеральный закон прямо предписывает конкурсы, ориентированные только на цену, без малейших попыток выяснить, способен ли заявитель наименьшей цены сделать нечто соответствующее требованиям. Хорошо ещё, что фундаментальные научные исследования в нашей стране --  ещё дышащие, но уже на ладан -- обещано в скоробудущем времени изъять из-под действия этого закона. Но он нелеп и во всех прочих приложениях. Оправдать его можно разве что глубочайшей верой законодателей в полнейшее невежество любого чиновника и его гарантированную неспособность воспринять какие бы то ни было сведения, кроме числа в графе "цена". Конечно, законодателям виднее -- но лично я бы на пушечный выстрел не подпускал к принятию решений ни таких чиновников, ни таких законодателей.

 

Далее, сама заявленная цель недостижима. Даже не только потому, что -- как отмечают эксперты -- любители экстремизма могут придумать новую терминологию, не выявляемую никакой автоматикой. Хотя и сам этот приём  достаточно очевиден. Насколько я помню, ещё в прошлом тысячелетии Сергей Евгеньевич Троицкий aka Паук придумал термин "цунареф" для обозначения всех, на его взгляд не заслуживающих счастья жизни в России (в основном -- судя по контексту употребления термина -- выходцев из Средней Азии). Популярный в концертах "Коррозии металла" крик "убей цунарефа" оказался совершенно ненаказуем ввиду отсутствия конкретных объектов убийства. Но куда важнее то, что любой контекстный поиск извлекает на поверхность не только целевые сведения, но и немало информационного мусора. Хотя бы потому, что крамольные слова зачастую употребляются и во вполне благонамеренных исследованиях, и в качестве простых ругательств... Даже изощрённейшие алгоритмы Google, основанные на анализе содержимого страниц, ссылающихся на исследуемый текст, зачастую указывают на немало материалов, не имеющих отношения к нужной теме. Вряд ли победитель тендера сможет создать нечто принципиально лучшее, чем наш соотечественник Сергей Брин вместе со своим сокурсником Ларри Пэйджем. Соответственно и сведения, выдаваемые новой системой правоохраняющим потребителям, вряд ли будут существенно точнее результатов обычного гуглежа. А в их неточности каждый может убедиться на собственном простейшем опыте.

Но страшнее всего, на мой взгляд, то, что само по себе определение экстремизма в нашей стране, мягко говоря, неоправданно расширено. Сразу в нескольких неприемлемых направлениях.

В частности, включение в статью 282 УК РФ понятия "социальная группа" наряду с другими группами, к которым возможно "разжигание ненависти", создало возможность подвести под эту статью любую критику кого бы то ни было. В России уже состоялось немало обвинительных приговоров в связи с "разжиганием ненависти" к чиновникам, правоохранителям и даже, если мне склероз не изменяет, учителям и медикам. Причём благодаря расплывчатости формулировки закона "разжиганием ненависти" можно признать любую критику.

Но это ещё мелочь на фоне самого представления законодателей об экстремизме. Экстремум в переводе -- крайнее, предельное. Понятно, далеко не всегда нужно -- и даже не всегда можно -- отдаляться от всяких крайностей, искать золотую середину. Зачастую именно путь по краю -- наилучший. А порою даже единственный возможный. Запрет любого экстремизма обрекает общество в целом на вялость и медлительность. А в крайних обстоятельствах и подавно почти всегда бесполезны любые средства, кроме крайних.

В сущности, сама статья 282 УК РФ может быть подведена под действие самой же этой статьи -- именно вследствие своей собственной размашистости, охватывающей сразу все крайние действия и даже мнения. Более того, выстроенный на её основе механизм пресечения мнений прямо противоречит статье 29 конституции РФ, прямо запрещающей всякую цензуру -- то есть ограничение свободы публичного выражения мнения.

Думаю, самое разумное применение статьи 282 -- как раз к тем, кто её сочинял и принимал. А после того, как они понесут предусмотренное статьёй 282 заслуженное наказание, следующему поколению законодателей надлежит исключить её из кодекса и забыть навсегда.

Следующее поколение законодателей не за горами: выборы Государственной Думы уже в декабре. Стоило бы в преддверии выборов опубликовать и поимённый перечень разработчиков статьи 282, и результаты голосования по ней. Это было бы куда лучшим применением конкурсных 4.5 миллионов рублей, нежели попытка создания очередной прокладки между Гуглом и экраном. Всё равно нам предстоит в скором будущем выбирать другие прокладки -- между креслом на Охотном ряду и кнопками для голосования.

Анатолий Вассерман

http://www.odnako.org/blogs/show_12249/

 

 



Дорожная плита от ОАО Железобетон: плиты дорожные. Дорожная - все общаются здесь.
This account has disabled anonymous posting.
If you don't have an account you can create one now.
HTML doesn't work in the subject.
More info about formatting

December 2021

S M T W T F S
    1234
567891011
12131415161718
19202122232425
262728293031 

Most Popular Tags

Style Credit

Expand Cut Tags

No cut tags
Page generated May. 28th, 2025 11:01 pm
Powered by Dreamwidth Studios