Миллиардер Михаил Прохоров готовится возглавить «Правое дело» и подбирает себе сторонников. На что будут похожи обновленные правые и к кому направился Прохоров за поддержкой? «Основные структуры партии — центральный аппарат, политсовет — будут заменены на 80%, — говорит член федерального политсовета «Правого дела» Максим Агарков. — Прохоров хочет привлечь в партию крупный бизнес, мелких и средних предпринимателей».
Сам Агарков на июньском съезде партии, где должна быть утверждена кандидатура Михаила Прохорова, собирается сдать билет — он с ребрендингом не согласен: «Бизнесмены — они, конечно, хорошие… Вот только разговаривать с людьми не умеют».
Источник, близкий к Прохорову, подтвердил, что партия будет ориентирована на представителей бизнеса: «За последние несколько дней через блог Прохорова и сайт партии поступило более двух тысяч заявок от желающих вступить. Примерно 10% — от предпринимателей. Они видят в Прохорове человека, который многого добился в бизнесе и понимает интересы предпринимателей». По словам источника, среди сочувствующих много молодежи и «умудренных опытом женщин за 50».
Партия большого бизнеса
Член политсовета партии Борис Надеждин рассказал, что Прохоров и его команда ведут переговоры с представителями крупного бизнеса: «Имена пока не разглашаются, чтобы не нарушить ход переговоров. Бизнесменов приглашают необязательно в партию, некоторых просто для оказания содействия. Я знаю, что хотят позвать одного крупного собственника подмосковной земли». Сам Надеждин, по его словам, занимается потенциальными членами партии из Подмосковья: «Огромное количество заявок приходит от предпринимателей. Я даже не могу сказать, сколько точно». В интервью другим СМИ Надеждин рассказывал, что в партию массово бегут члены «Справедливой России». Но эта информация пока не подтверждается.
От источника, знакомого с переговорами, удалось узнать, что приглашались Денис Свердлов — гендиректор компании Yota, Наталья Синдеева — основательница телеканала «Дождь». Переманивали из ЕР Вадима Дымова — основателя колбасной компании «Дымов» и владельца сети книжных магазинов «Республика». По словам источника, они пока ответили отказом. В компании «Дымов» сказали, что тему «Правого дела» не комментируют, Yota ответила молчанием. Синдеева сказала, что «она только бизнесмен», дав понять, что политика ее не интересует.
По некоторым данным, ведутся переговоры с совладельцем «Яндекса» Аркадием Воложем и основателем «Лаборатории Касперского» Евгением Касперским. Правда, в «Яндексе» заявили, что «Предложение вступить в партию «Правое дело» Волож не получал. Корпоративная политика «Яндекса» не позволяет топ-менеджменту участвовать в политической деятельности». Направлен запрос был и Евгению Касперскому, но ответ так и не получил.
По словам Прохорова, партия не должна финансироваться «из одного мешка». Так что миллиардер уже позвал в партию соседа по списку Forbes и партнера по компании «Полюс Золото» и банку МФК Сулеймана Керимова. Впрочем, Керимов, изрядно потратившийся в 2010 году на покупку долей в «Уралкалии» и «Сильвините», может помочь не столько деньгами, сколько политическим ресурсом — как сенатор. Ответа он еще не дал. Предположительно Прохоров мог бы привлечь и других своих партнеров по бизнесу — Александра Абрамова и Виктора Вексельберга. Представитель Вексельберга Андрей Шторх ответил, что «с шефом таких переговоров не ведется».
Над обликом будущей партии активно работали два бывших главы президентской администрации Александр Волошин и Валентин Юмашев. Их причастность к проекту, по словам информарованного собеседника, вызвала неудовольство Владимира Путина, поэтому после первой встречи с ним, которая состоялась в начале мая, Михаил Прохоров сообщил коллегам, что его партийная карьера, судя по всему, закончится, не начавшись. Однако в последующие две недели, по мере формирования «Народного фронта», Путин изменил свое отношение к ребрендингу «Правого дела» и Прохоров партию все же возглавил, хотя Волошин с Юмашевым были отстранены от дальнейшей работы над проектом.
Лица на обложку
По мнению известного бизнесмена Александра Лебедева, «Правое дело» могло бы заинтересовать не только бизнес, но и какую-то часть творческой интеллигенции, а также людей, «которые активно выступают в интернете». Были опрошены ряд известных людей, которые могли бы быть интересны партии, и как выяснилось, многих еще не звали, некоторые уже отказались, а кто-то пока раздумывает, не вступить ли.
Отказом ответил журналист НТВ Антон Красовский. Но на вопрос об этом Красовский довольно резко ответил, что ни Прохоров, ни его представители с ним не связывались. Источник говорит, что Красовский получил предложение от представителя кремлевской администрации. В качестве возможных партийных «икон стиля» могли бы выступить телеведущая Тина Канделаки и Николай Усков — главный редактор мужского журнала GQ. Представитель Канделаки ответила, что эта тема не комментируется. Николай Усков, положительно отозвавшийся о новом проекте партии в своем ЖЖ, сказал, что его еще не приглашали, но он бы над таким предложением подумал. В качестве «активного интернетчика» мог бы, наверно, выступить «блогер № 1» Рустем Адагамов, больше известный под ником drugoi. Разговор был короткий. «Как бы вы отнеслись к предложению вступить в «Правое дело»? — «Никак».
Источник, близкий к партии, утверждает, что в партию приглашали Чулпан Хаматову. Рассматривалась и кандидатура Ирины Ясиной. Ясина ответила, что не хочет обсуждать эту тему. Ответ от Чулпан Хаматовой на момент подписания номера не пришел. Зато неожиданно выяснилось, что получила предложение вступить в «Правое дело» Татьяна Лазарева, известная актриса и телеведущая. «Решение я еще не приняла», — сказала она.
Смысловая ошибка
Борис Немцов, экс-лидер партии СПС, в 2008-м влившейся в «Правое дело», сказал, что ему известно о грядущих переменах в партии: «Состав серьезно изменится. Многое зависит от того, каким будет ее костяк. Если Прохоров наберет попсу — артистов эстрады, спортсменов, к политике не имеющих никакого отношения, всем будет ясно: партия марионеточная, прокремлевская. И она не соберет голоса оппозиции. Да и у предпринимателей не будет желания голосовать за это. А вот если Прохоров позовет, к примеру, Шевчука, Быкова, Парфенова — это будет свидетельством того, что у него своя, независимая позиция».
Леонид Парфенов на вопрос, пойдет ли он в «Правое дело», ответил категорично: «Политика и журналистика — вещи взаимоисключающие. А профессию я менять не собираюсь».
А Дмитрий Быков весело ответил: «Не позовут! Я ведь выразил свое отношение к этому проекту и к Прохорову в одном из выпусков «Гражданина поэта». Речь идет о стихотворении Быкова «Дядя Степа-мильярдер», из которого следует, что возглавить «Правое дело» Прохорова попросил «самый главный великан». Заканчивается оно следующими словами: «Все без шума и без пыли/ За достойное лаве/ В эту партию вступили/ С дядей Степой во главе./ И она легко и честно,/Без особенных идей,/ Заняла второе место/ По количеству б.дей». После того как Михаил Ефремов прочитал это на праздновании Дня предпринимателей, Михаил Прохоров заметил, что в концовке есть серьезная смысловая ошибка: по указанному показателю он всегда на первом месте.
© Источник